Царство Дара

Отказываясь признавать бинарную оппозицию женственности и мужественности, Сиксу тем не менее вновь и вновь настаивает на своем разграничении «мужской» и «женской» либидинальных экономик. Они маркируются, соответственно, как Царство Свойственного и Царство Дара. Мужественность или мужские системы ценностей структурированы согласно «экономике свойственного». Свойственное — собственность — присвоение: сигнализируя об акценте на само тождественности, само возвеличивании и захвате господства, эти слова, по мнению Сиксу, верно характеризуют логику свойственного. Настояние на свойственном, на должном возврате приводит к мужской одержимости классификацией, систематизацией и иерархизацией. Критика понятия класса со стороны Сиксу имеет мало общего с пролетариатом: «Необходимо противодействовать классу, категоризации, классификации — классам. «Классы» во Франции означают военную службу. Необходимо противодействовать военной службе, всем школам, всепроникающей мужской потребности судить, давать диагноз, систематизировать, именовать не столько в смысле любовной точности поэтического именования, сколько в смысле репрессивной цензуры философской номинации концептуализации». Иными словами, теоретический дискурс по сути своей стремится подавлять, являясь результатом мужского либидинального инвестирования. Даже вопрос «Что это?» Сиксу осуждает как знак мужского побуждения заключить реальность в жесткие иерархические структуры: «Как только сформулирован вопрос «Что это?», с того момента, как вопрос задан, как только начался поиск ответа, мы уже находимся в ситуации мужского допроса. Я говорю о «мужском допросе» так же, как мы говорим, что такого-то допрашивала полиция». Разумеется, соотнесение Царства Свойственного с «мужской либидинальной экономикой» безукоризненно точно направлено против биологизации. Однако этого нельзя сказать об определении его как, в сущности, мужского страха кастрации: «Понятно, что Царство Свойственного воздвигнуто на основании страха, который фактически является типично мужским: страха лишения собственности, отделения, утраты атрибута. Другими словами: влияние угрозы кастрации». В статье «Кастрация или обезглавливание» Сиксу конкретизирует идею свойственного, говоря о свойственном мужчине: «Этимологически «свойственное» это «собственность», то, что от меня неотделимо. Собственность это близость: мы должны любить своих ближних — тех, что нам близки, — как самих себя: мы должны приблизиться к другому, чтобы его полюбить, потому что больше всего мы любим самих себя. Царство Свойственного, культура, действует посредством присвоения, про артикулированного, запущенного в действие, мужским классическим страхом экспроприации, лишения отказом мужчины терпеть лишения в состоянии отделенное, его страхом утратить преимущество, страхом, ответом на который является вся История. Все должно возвращаться к мужскому. «Возврат»: экономика основана на системе возвратов. Если мужчина тратит, расходуется, то лишь при условии возврата силы».