Фундаментальные пары

Соотносясь с лежащей в их основании оппозицией «мужчина женщина», данные бинарные оппозиции плотно заполняют всю патриархатную систему ценностей: каждую оппозицию можно рассматривать как иерархию, в которой «женская» сторона всегда оказывается негативной, безвластной инстанцией. Согласно Сиксу, которая в этом отношении многим обязана работам Жака Деррида, западная философская и литературная мысль пронизана бесконечными рядами иерархических бинарных оппозиций, которые всегда в конечном итоге возвращаются к фундаментальной «паре» Природа-История Природа-Искусство Природа-Разум Страсть-Действие. Эти примеры показывают, что какую бы «пару» мы не выделили в качестве основной, это не имеет большого значения: в качестве основополагающей парадигмы мы всегда обнаружим скрытую оппозицию мужское женское с неизбежно присущей ей оценкой позитивное-негативное. Затем Сиксу делает характерный для себя ход и заявляет, что в мышление такого типа встроена смерть. Чтобы один из терминов смог обрести значение, считает она, он должен разрушить другой. «Пара» не может остаться целой и невредимой: она становится главным полем битвы, где вновь и вновь бесконечно разыгрывается борьба за превосходство в означивании. В итоге победа уравнивается с активностью, а поражение с пассивностью; при патриархате всегда побеждает мужское. Сиксу страстно обвиняет подобное уравнивание женского с пассивностью и смертью в том, что оно не оставляет женщине никакого позитивного пространства: «Женщина либо пассивна, либо ее не существует». Весь ее теоретический проект можно в каком-то смысле свести к попытке низвергнуть эту логоцентрическую идеологию: провозгласить женщину источником жизни, силы и энергии и приветствовать пришествие нового, женского языка, беспрерывно опровергающего патриархатные бинарные схемы, в которых логоцентризм объединяется с фаллоцентризмом стремясь подавить женщин и заставить их замолчать.