Метафизика присутствия

Анализ Деррида проблемы производства значения подразумевает фундаментальную критику всей западной философской традиции, основанной на «метафизике присутствия», что полагает значение полностью присутствующим, явленным в Слове. Западная метафизика стала предпочитать письму речь именно потому, что речь предполагает присутствие говорящего субъекта, которого таким образом можно счесть единым источником его или ее дискурса. Превосходно суммирует взгляды Деррида на эту проблему Кристофер Моррис: «Голос становится метафорой истины и подлинности, источником самоприсутствующей «живой» речи, противопоставляемой вторичным безжизненным эманациям письма. Предполагается, что в речи мы можем ощутить сокровенную связь между звуком и смыслом, достичь внутреннего и непосредственного осознания значения, что безоговорочно уступает совершенному, прозрачному пониманию. Письмо, наоборот, разрушает этот идеал чистого самоприсутствия. Оно заслоняется чуждым, деперсонализованным посредником, обманчивой тенью, что падает между намерением и смыслом, между высказыванием и пониманием. Оно захватывает беспорядочную область общедоступного, где авторитет становится жертвой превратностей и капризов текстового «рассеивания». Короче говоря, письмо представляет собой угрозу глубоко традиционному подходу, соотносящему истину с самоприсутствием и «естественным» языком там, где он находит свое выражение». Чтобы ухватить суть проводимого Деррида разграничения между письмом и речью, важно осознавать, что письмо как понятие тесно связано с différance; поэтому Моррис определяет письмо как «бесконечное смещение смысла, которое одновременно правит языком и навсегда выводит его за пределы досягаемости стабильного, самое себя удостоверяющего знания». Анализ Деррида подрывает и ниспровергает утешительную замкнутость бинарной оппозиции. Широко разворачивая поле означивания, письмо — текстуальность — признает свободную игру означающего и вторгается в патриархатный язык, который Сиксу воспринимает как тюрьму. Концепция женского письма Сиксу напрямую соотносится с анализом Деррида письма как différance. Согласно Сиксу, женские тексты, как она однажды выразилась, «работают над различием», стремятся к различию, стараются подорвать правящую фаллогоцентрическую логику, расколоть замкнутость бинарной оппозиции и насладиться радостями освобожденной текстуальности.