Историография

Старая дворянская и буржуазная историография в лице виднейших своих представителей изображала историю русской культуры таким образом, что настоящие культурные ценности начали создаваться в России якобы только после консолидации дворянства и буржуазии. Все предшествующие столетия нашей истории представлялись им полосой сплошного бескультурья; в это время отдельные лица или даже целые группы могли усвоить простую грамотность, но «просвещения», т. е. настоящей культуры, якобы не было, и быть не могло. Очень откровенно выразил эти взгляды известный историк русской церкви Е. Е. Голубинский.

«В нашем прошлом,— писал он, — грустный и негрустный,— но действительный факт, — мы представляли из себя исторический народ невысокого достоинства» «Грамотность, а не просвещение,— утверждает он в другом месте, — в этих словах вся наша история огромного периода, обнимающая время от Владимира до Петра В.» Голубинский вынужден, правда, признать, что и в древней Руси были попытки насаждать просвещение, но они оставались безуспешными, как это случилось, например, с Владимиром Святославовичем. Причина, по мнению Е. Е. Голубинского, в нашей неспособности и беспечности: «Мы и не позаботились о просвещении и нашли возможным прожить и без него».

Когда же Е. Е. Голубинскому приходится сталкиваться с такими проявлениями высокой культуры и «просвещения», как «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона или проповеди Кирилла Туровского, которые не могли возникнуть на голом месте и среди всеобщего дикого невежества, он объявляет их явлением «исключительным», «случайным», «странным» или «несообразным».

Страницы раздела:
• Народ «невысокого достоинства»
• Теории буржуазной историографии
• Разгром Руси
• Древняя Русь
• Произведения Кирилла Туровского
• Могучий талант
• Памятники литературы и общественной мысли
• «Из двух миров»
• Марксистский метод
• »Моления
• Идеология писателей
• Исследование древнерусских памятников
• Исторический материализм
• Национальные культуры
• Изучение отражения классовой борьбы
• Изучение фольклора
• Светские произведения и летописи
• История древнерусской общественно-политической мысли
• Периоды истории русской общественной мысли
• Страстный патриотический призыв к единству
• Скорбящие
• Летописание и другие виды литературы
• Период развития русской общественной мысли
• Защита русской земли
• Первый русский исторический труд
• Образование Древнерусского государства
• Интриги византийской дипломатии
• Хазарский каганат
• Смена общественных форм
• Повесть временных лет
• Повесть временных лет 2
• Первый летописный свод
• Древнейший свод
• Церковно-иерархические отношения
• Обычай византийской церковной администрации
• «Древнейший Киевский летописный свод»
• Национальное чувство
• Канонизация княгини
• Авторство грека-митрополита
• Первая летописная запись
• Киевская Русь в представлении В. М. Истрина
• Первая русская летопись
• Метод исторического анализа
• Содержание первого русского исторического труда
• Культурное воздействие западных славян на Русь
• Заголовок Повести временных лет
• Мораво-паннонские хроники
• Построение Н. К. Никольского
• Оригинальная культура древней Руси
• Письменные сказания
• Церковные сказания
• Богоизбранность «новых людей»
• Летопись
• История распространения христианства на Руси
• Древнейший свод 2
• Исторические сочинения
• Борьба двух миров
• Традиционная византийская политика
• Процесс консолидации
• Сурожская легенда