Патриархатные отражения

Монументальная докторская диссертация Люс Иригарэ "Спекулюм" привела к немедленному изгнанию ее автора из лакановской Ecole в Венсане. Заманчиво счесть столь впечатляющую реализацию патриархатной власти очевидным доказательством внутренне присущей этой книге феминистской ценности: всякий текст, настолько раздражающий Отцов, заслуживает феминистской поддержки и одобрения. Да, правоверные лаканисты жестко критиковали, но в такой же мере он стал и объектом язвительного феминистского обсуждения. Пожалуй, единственное, в чем критики Иригарэ согласны друг с другом, это то, что книга заслуживает того внимания, которым они столь щедро ее одаривают. Первая книга Иригарэ, «Язык слабоумия» представляет собой исследование схем распада речи при старческом слабоумии: область, на первый взгляд очень далекая от феминистской проблематики Spéculumа. Однако для читателей Spéculumа в заключении «Языка слабоумия» звучат знакомые ноты: «Сказавший более чем говорящий, высказавшийся более чем высказывающийся, слабоумный больше не является действительно активным субъектом высказывания. Он всего лишь возможный рупор для ранее произнесенных высказываний». В 1977 году за книгой Spéculum последовал сборник текстов, озаглавленный «Пол, который не единичен». Не столь пространная и во многих смыслах более доступная, чем ее предшественница, эта книга, взятая отдельно, не дает впрочем вполне верного представления о теориях Иригарэ, слишком тесно она взаимосвязана с Spéculum. Состоящий частично из поэтических или полутеоретических текстов, частично из традиционных теоретических эссе и даже включающий в себя стенограммы семинаров, посвященных предшествовавшей ему книге, развивает многие центральные темы, поднятые в Spéculum, таким образом, что для их понимания зачастую требуется определенное знание контекста. После 1977 года Иригарэ опубликовала два более коротких текста, посвященных отношениям матери и дочери: «И одна не движется без другой», и «В схватке с матерью», «В объятьях матери». Продолжая критику западной философской традиции, начатую в книге Spéculum, она опубликовала также свое поэтически-теоретическое прочтение Ницше, посвященное использованию им образного ряда, связанного с водой: «Морская возлюбленная Фридриха Ницше». Вода — наиболее чуждая Ницше стихия, утверждает Иригарэ, и потому она обладает наивысшим «деконструктивным» потенциалом в отношении его дискурса. «Стихийные страсти», представляют собой возврат к основным темам, изложенным в книгах Spéculum и Cesexe, на этот раз в форме поэтического монолога, в котором говорящий субъект, женщина, воспевает в игре стихий свое наслаждение и свою страсть к возлюбленному. В книге «Мартин Хайдеггер: небрежение воздухом», дается критика Хайдеггера, основанная на подавлении им связанного с воздухом образного ряда, в ходе которой дискурс Хайдеггера вскоре становится отправной точкой Иригарэ для ее собственного анализа воздуха как женской стихии, деконструирующей упрощенческие классификации мужского мышления. В «Равная вера», «Та же вера», «Вера в То же», небольшой лекции, посвященной фрейдовскому анализу игры, Иригарэ показывает, что Фрейд игнорирует решающую значимость взаимоотношений ребенка с воздухом, единственной стихией, которая позволяет ему примириться с утратой плаценты и материнского тела. Тем не менее свое описание феминистской теории Иригарэ я буду основывать на тех двух текстах, где она развивает главные принципы своего феминистского анализа: прежде всего на Spéculum.