«Стихийные страсти»

Принимая во внимание опыт Иригарэ в сфере психолингвистики и ее профессию аналитика, мы можем счесть странным тот факт, что она решила получить престижную и обладающую большим научным весом докторскую степень, в области философии. Но для самой Иригарэ выбор в пользу философии очевиден: в нашей культуре философии принадлежит статус «господствующего дискурса»: «Поскольку она устанавливает закон для остальных дисциплин, она представляет собой дискурс дискурсов». Резкая критика теории Фрейда о женственности, которой посвящена первая часть Spéculum-а, заключается как раз в демонстрации того, что дискурс Фрейда, революционный во всех остальных отношениях, подчиняется женоненавистническим правилам западной философской традиции, когда речь заходит о женственности. Иригарэ, в отличие от Кейт Миллетт, не отвергает психоанализ как бесполезную или по своей сути реакционную теорию: «Речь идет скорее о том, чтобы указать на следствия этой теории, все еще никак не разработанные. Показать, что теория Фрейда, определенно обеспечивающая нас тем, что способно сотрясти весь философский порядок дискурса, парадоксальным образом остается подчиненной этому порядку, когда переходит к определению различия полов». Книга Spéculum de l'autre femme разделена на три основные части: первая, «Слепое пятно старой мечты о симметрии», содержит чрезвычайно подробное прочтение высказываний Фрейда о женственности, главным образом почерпнутых из «Продолжения лекций по введению в психоанализ», но также и из других текстов, где он рассматривает вопрос о женском психосексуальном развитии или о различии полов. Вторая часть, «Spéculum», состоит из серии прочтений западных философов, от Платона до Хайдеггера, а также из нескольких глав, представляющих собственные философские позиции Иригарэ. Третья часть, «Матка Платона» представляет собой внимательное прочтение Платоновой притчи о пещере в свете критики западной философии. Хотя мы не будем специально рассматривать эту часть книги Иригарэ в дальнейшем, нужно сказать, что она представляет собой изобретательнейшую феминистскую деконструкцию или критику патриархатного дискурса и может стать мощным источником вдохновения для женщин, ищущих новые модели творческого политического прочтения литературных или философских текстов. Однако следует отметить, что мы дали лишь упрощенное описание структуры Speculum. Согласно «Оксфордскому словарю английского языка», слово Speculum, помимо прочего, означает: 1. (Хирург.) инструмент для расширения полостей в человеческом теле в целях исследования. 2. зеркало, обычно из полированного металла, напр. из зеркальной бронзы. Исходное латинское значение этого слова — «зеркало», «смотреть». Как мы увидим, уже само это слово концентрирует в себе несколько главных тем анализа Иригарэ.