Феминистская концепция

Как считает Торил Мой, представление Сиксу о женском письме как о способе установить заново непосредственное отношение к феминистской концепции женского тела может прочитываться позитивно как утопическое видение женской творческой способности в свободном от угнетения и сексизма обществе. Однако при этом мы сталкиваемся с тем, что, деконструктивистскому отношению к текстуальности противопоставляется, и тем самым подрывает его, столь же страстное изображение письма как женской субъективности. Если для Сиксу водная стихия воплощала в себе идею женского, то для Л юс Иригарэ стихией, реконструирующей упрощенческие классификации мужского мышления, был воздух. Образ воздуха удачно отражал тезис Иригарэ о том, что в нашей культуре женщина находится вне репрезентации, она - отсутствие, темный континент. И вот почему: в трактовке Иригарэ философский метадискурс возникает в результате процесса созерцания себя анализирующим субъектом. Она подчеркивает нарциссичный характер спекуляции философа. Под видом рефлексии над проблемами Бытия человека, то есть мужчины, философ по сути дела саморефлексирует, т.е участвует в процессе секуляризации, и то, что выходит за рамки результата его саморефлексии кажется ему неприемлемым. Соответственно Иригарэ делает вывод о неспособности западного философского дискурса репрезентировать женственность/женщину иначе, чем как негатив своей собственной рефлексии. Более того, согласно Иригарэ, мужчина неспособен мыслить вне этой спекулярной структуры желания воспроизводства себя на женщину. Так возникает феномен, называемый ею логикой того же самого. Таким образом женщина в концепции Иригарэ не просто Другой, какой видела ее Симона де Бовуар, а Другой мужчины: его зеркальный образ или, точнее, негатив. С этих позиций Иригарэ подвергает серьезной критике теорию Фрейда, а частности о зависти к пенису. Дискурсивный способ женского противостояния Иригарэ видит в женской истеричности. Так, имитируя высокую мужскую трагедию, женщина может выразит хоть часть своего собственного желания. Другая сфера относительно нерепрессированной женственности видится ей в мистическом дискурсе. Большой интерес одновременно с жесткой критикой встретила ее теория о женском наслаждении. В противовес единичному подтверждению пола у мужчины, пол женщины не единичен, а составлен из многих элементов, анатомических и морфологических. Женская речь и письмо в трактовке Иригарэ напрямую связана с теорией наслаждения и определяет женский стиль письма через его связь с жидкостью и осязанием