Черная феминистская критика

Некоторые феминистки могут спросить, почему в своем обзоре я ничего не сказала о черной или лесбийской феминистской критике в сегодняшней Америке. Ответ прост: задачей этой книги было рассмотрение теоретических аспектов феминистской критики. До сих пор лесбийская и или черная феминистская критика выдвигали те же самые методологические и теоретические проблемы, что и остальная англо-американская феминистская критика. Бонни Циммерман в своем блестящем обзоре лесбийской критической теории подчеркивает сходство между феминистской и лесбийской критикой. Лесбийские критики занимаются выстраиванием лесбийской литературной традиции, анализируя образы и стереотипы лесбиянок, осмысливая концепцию «лесбиянки». Это позволяет говорить о том, что они сталкиваются с абсолютно теми же теоретическими проблемами, что и «натуральные» феминистские критики. Различие заключается только в содержании работы, но не в методе. Вместо того чтобы исследовать «женщин» в литературе, критик-лесбиянка исследует «женщин-лесбиянок», равно как и черная феминистка-критик будет иметь предметом своих исследований «черных женщин» в литературе. Я хочу подчеркнуть, что, если говорить о теории текста, здесь нет видимой разницы между этими тремя сферами исследования. Это не значит, что черная и лесбийская критика не имеет политической значимости; наоборот, высвечивая различные ситуации и нередко противоречивость интересов различных групп женщин, эти критические подходы вынуждают некоторых белых гетеросексуальных феминисток пересмотреть их собственные, порой тоталитарные представления о «женщинах» как однородной категории. Эти «маргинальные феминизмы» должны помешать белым обеспеченным феминисткам первого мира выдавать собственные предвзятые идеи за всеобщие женские проблемы. В этом смысле недавно появившиеся работы о женщинах Третьего мира могут многому научить нас. Если же говорить о сложных взаимодействиях категорий класса и тендера, англо-американские феминистские критики также пока не уделяют им должного внимания.